Афанасий Фет — Одним толчком согнать ладью живую аудио
Афанасий Фет — Одним толчком согнать ладью живую Аудио Видео запись стихотворения
Афанасий Фет — Одним толчком согнать ладью живую текст слова
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец —
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
Анализ стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую» Фета
В позднем периоде творчества Фет отходит от традиционного жанра пейзажной лирики. В его произведениях все чаще появляются философские размышления о смысле собственной жизни и роли поэта в обществе. Он выступает убежденным сторонником импрессионизма. Своеобразным творческим манифестом Фета является стихотворение «Одним толчком согнать ладью живую…» (1887 г.).
Фет был настоящим «жрецом чистого искусства». Он считал, что истинная поэзия не имеет никакого отношения к грубой действительности. Задача поэта заключается в воспевании искусства ради искусства. Свое творчество Фет оценивал очень высоко. Он утверждал, что в области чистой лирики далеко опережает всех своих современников. Поэтому описывая в произведении идеального служителя искусства, поэт имеет в виду самого себя.
Фет продолжает традиционную для русской поэзии тему о призвании и значении творца. В его трактовке эта роль претерпевает значительные изменения по сравнению с предшественниками. Пушкинский пророк стремился ко благу всего человеческого рода. Творец у Лермонтова испытал разочарование в обществе. Гражданский поэт Некрасова был призван обличать общественное зло и пороки. При этом их всех сближало осознание царящей в жизни людей несправедливости. Единственное, что связывает фетовского поэта с ними – противопоставление толпе. Творец у Фета живет в своем собственном воображаемом мире. Ему нет никакого дела до реальных земных проблем. Он также владеет божественным даром, но не стремится использовать его ради других.
По мнению Фета, идеальный поэт ценен сам по себе. Он обладает уникальными умениями и возможностями: «тоскливый сон прервать», «дать жизни вздох». Все свои силы он направляет на поддержку искусства, которое становится самоцелью. Влияние творца на общество заключается в пробуждении любви к прекрасному, в умении заставить забиться «бестрепетные сердца».
В финале Фет твердо указывает на верность своих размышлений: «вот чем», «вот в чем». Он не сомневается в том, что всю свою жизнь посвятил служению искусству и с полным правом заслуживает торжественного «венца». Фет абсолютно прав в оценке собственного творчества. Он значительно обогатил «чистое искусство». Но реальная жизнь уже давала ему о себе знать в виде смерти М. Лазич, которая существенно повлияла на творчество поэта. Фет жил в относительно спокойное время и мог без проблем существовать в воображаемом мире. Неизвестно, остались бы его взгляды неизменными в другую историческую эпоху, когда от суровой действительности спрятаться было невозможно.